Вода на Земле – план конспект урока географии 6 класса

География (6 класс)
Учебник: «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова
Страницы: с 68 по 70
Наглядно-демонстрационные материалы:
физическая карта России и полушарий, глобус
Орг. момент : приветствие, проверка учебных принадлежностей на партах, отчет дежурных об отсутствующих.
Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких геосфер, как бы вложенных друг в друга.
(схема на доске)
Г Е О С Ф Е Р Ы
Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера
земная кора водная оболочка воздушная оболочка область Земли,
Земли Земли где развивается
Жизнь
Невозможно познать Землю, не изучив ее оболочек. Первая оболочка, которую мы изучили, называется литосфера. Прежде, чем мы приступим к изучению новой оболочки геосферы, проведем небольшое тестирование по пройденным темам. Вашим домашним заданием было: повторить все темы по разделу «Литосфера». Учащиеся отвечают на вопросы тестов:
1. Внутреннее строение Земли:
А) мантия, ядро, земная кора
Б) ядро, мантия, земная кора
В) ядро, земная кора, мантия

2. Самую высокую температуру вещества имеет:
А) земная кора
Б) ядро
В) мантия

3. Эта оболочка Земли подразделяется на материковую и океаническую:
А) земная кора
Б) ядро
В) мантия
4. В материковой коре выделяются слои:
А) осадочный, гранитный
Б) осадочный, гранитный, базальтовый
В) осадочный, базальтовый

4. К осадочным неорганическим оболочкам относятся породы:
А) гранит, известняк
Б) нефть, гранит
В) песчаник, известняк

5. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется:
А) эпицентр
Б) очаг
В) сейсмический пояс

6 Установите соответствие:
А) грабен 1) выступы
Б) горст 2) впадины
Учащиеся выполняют взаимопроверку (правильные ответы записываются на доске)
Физкультминутка (упражнения для снятия напряжения с глаз)
Основная часть:
Мы продолжаем изучать оболочки нашей Земли, и темой нашего сегодняшнего урока будет « Гидросфера»
Французскому летчику и писателю Антуану де Сент- Экзюпери принадлежат такие слова: Вода! Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое, ты самая чистая во чреве Земли.
Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее? Может быть алмаз? Разумеется, по денежной стоимости вода алмазу не соперник, но есть и другая мера ценности. Ученые давно нашли замену и золоту, и алмазу, сейчас наша промышленность может обойтись и без природных алмазов. А вот без воды не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Неудивительно, что люди всегда олицетворяли воду. Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одноклеточные белковые комочки, плавающие по воле волн в океане. Прошло много миллионов лет, прежде чем живые существа населили на сушу.
Водные массы оказывают влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности. Удивителен этот минерал ещё и тем, что может находиться в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном. На нашей планете нет такого места, где совсем бы не было воды. Даже в самой сухой пустыне атмосфера содержит некоторое количество водяного пара.
Давайте посмотрим на глобус, на карту полушарий. Большую часть земного шара занимает суша или вода? Верно, большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой – гидросферой. Если бы ее можно было распределить по всей поверхности, то наша планета окуталась бы четырёхкилометровым водным покрывалом.
А сейчас давайте определим объем воды на Земле по рисунку 46 на стр. 69
– если земную поверхность разделить на 10 частей, то 7 из них приходится на солёную воду, это примерно 96%
– в ледниках заключено около 2 % пресной воды
– пресные подземные воды тоже составляют примерно 2% всей пресной воды на Земле, они расположены в верхней части земной коры.
– на воды суши приходится всего 0,02 %, ее используют в промышленности, в быту, в сельском хозяйстве.
(Просмотр видеофильма).
После просмотра видеосюжета учащиеся сами определяют части гидросферы.

Г И Д Р О С Ф Е Р А

Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере

Из видеосюжета мы так же увидели, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается. Что из этого следует? Из этого следует, что все части гидросферы находятся в непрерывной взаимосвязи. Работа с рисунком 47, стр. 70 «Схема мирового круговорота воды в природе»
2% пресной воды – это не так много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озерах, не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.
Итак, океаны, вода в которых соленая и непригодная для питья, благодаря Солнцу является поставщиками пресной воды. Мировой круговорот взаимосвязывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу, биосферу.
Задание: пользуясь рисунком, расскажите, как вода может вернуться с суши в океан через атмосферу.
Домашнее задание:
Первого уровня:
вопросы в конце параграфа № 1, 2, 5, 6.
Второго уровня:
п. 23; читать и пересказывать
Скачать план урока Вода на Земле

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 6 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.