Урок путешествие по Атлантическому океану 7 класс

Капитан: Здравствуйте, уважаемые гости, участники экспедиции! Мы отправляемся с вами в необычное путешествие по Атлантическому океану. Перед нами стоит задача: изучить особенности природы океана. Направление и старт к отправлению будет дан после того, как вы ответите на мои вопросы.

Вопросы к участникам путешествия:
1. Что называют Мировым океаном?
2. А что называют океаном? (крупные полуизолированные части Мирового океана, отделенные друг от друга материками).
3. Про какой океан можно сказать, что он самый большой, самый теплый, самый глубокий, самый древний? (Тихий).
4. Как называются большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью, прозрачностью, количеством кислорода? (водные массы)
5. При какой температуре замерзает океаническая вода? (-2◦C)
6. Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды – это…? (соленость)
Капитан: Вы отлично справились с вопросами, и теперь я могу сообщить вам, что мы отправляемся в путешествие по Атлантическому океану. А Атлантическим он назван по имени одного из героев древнегреческой мифологии – Атланта. Во время путешествия вы должны использовать географические карты, дополнительную литературу, а также свои знания и умения, сообразительность. Вы должны быть внимательными, дружными, активными, помнить, что самое главное на корабле – отличная подготовка, дисциплина и умение принимать ответственные решения. Желаю вам успеха!
Основная часть:
На борту судна научные сотрудники: картограф, климатолог, биолог, врач, эколог, предприниматель, а также начальник экспедиции и штурман. У каждого из них свои цели, обязанности. По ходу путешествия они будут вас информировать о результатах исследований. Итак, мы вступили в водную стихию. Прошу начальника экспедиции доложить о местонахождении исследуемого объекта, а картографам нанести его на карту.
Начальник экспедиции: Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды и находится во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Он занимает площадь 93 млн км2, что почти вдвое меньше площади Тихого океана. Своеобразие его заключается в том, что он имеет S-образную форму, большую протяженность с севера на юг, наибольшую ширину в умеренных широтах и сужается на экваторе. Вследствие его вытянутости он имеет широкий контакт с холодными антарктическими и арктическими водами, что находит отражение в его природе. Океан омывает побережья Америки, Европы, Африки. Береговая линия океана сильно расчленена в Северном полушарии, а в Южном изрезана слабо.
Картограф: Я хочу выделить целый ряд глубоко вдающихся внутренних морей, берега которых сжаты центрами древних цивилизаций Старого и Нового света. Это Балтийское море, Северное, Саргассово, Карибское, Средиземное, Черное, Азовское, Мраморное и другие.
Начальник экспедиции: Штурман, доложите нам о промерах глубин, солености вод океана, рельефе дна.
Штурман: Рельеф дна в Атлантическом океане не так сложен, как в Тихом. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский хребет – Срединно-Атлантический. В одном месте он выходит на поверхность – это остров Исландия. Хребет делит ложе океана на две почти равные части. К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы, они занимают 7% площади океана. Максимальная глубина океана – 9297 м – впадина Пуэрто-Рико, а средняя глубина Атлантики меньше, чем Тихого и Индийского океанов. Средняя соленость вод составляет 37,5%, что выше средней, т.к. значительная часть испарившейся влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки. Я смею предположить, что Атлантический океан геологически молод и что он мог возникнуть на месте раздвижения литосферных плит и образования коры океанического типа.
Начальник экспедиции: Да, я могу понять, почему: охлаждающее влияние оказывает Северный Ледовитый океан и Антарктида. А кроме того заметные различия между температурой воды и воздуха вызывают здесь образование сильных туманов.
Штурман: К нам приближается Ледовый патруль. Вероятно, он хочет предупредить нас о серьезной опасности: плавучих льдах-айсбергах. Течения выносят айсберги в открытый океан и представляют большую опасность для мореплавания.
Капитан: Готовить к спуску батискаф! Нам предстоит изучить растительный и животный мир океана.
Биолог: Посмотрим в иллюминатор. Я наблюдаю большое количество донных и придонных рыб, в том числе промысловых: трески, сельди, скумбрии, морского окуня, мойвы. А в полярных водах я надеюсь видеть китов и тюленей. Я прихожу к выводу, что животный мир Атлантики беднее видами, чем мир Тихого океана, ведь Атлантический океан относительно молод, да и сильное похолодание климата во время последнего оледенения наложили свой отпечаток.
Штурман: Слева по курсу вижу зелено-бурые пятна на ярко-синей поверхности океана. Что бы это значило?
Биолог: Мы находимся в уникальном по своей природе Саргассовом море. Это море без берегов. Его границы образуют течения. Здесь высокая соленость и температура. А зелено-бурыми пятнами выступают небольшие пучки водорослей. Воды здесь бедны планктоном. Редки здесь и птицы. Это голубая океаническая пустыня.
Врач: Мир водорослей – большая уникальность. Еще в 1811 г. Химик Бернар Куртуа обнаружил содержание йода в водорослях. Сейчас йод помогает при лечении многих болезней, а морская соль применятся для лечения опухолей. Из бурых водорослей получают альгиновые кислоты. Они тоже применяются в медицине.
Предприниматель: А мне, предпринимателю, океан может дать огромную выгоду, ведь сейчас морские пути связывают страны и материки. Постоянно увеличивается торговый флот. Минеральные и биологические ресурсы океана огромны. Нефть, уголь, песок, соли, гравий – все это скрыто толщей воды. Добывать их со дна намного труднее, чем на суше, тем не менее многие страны уже приступили к разработке подводных месторождений. Одно из самых древних занятий человека – лов рыбы. Кроме этого отдых на берегах, плавание – это же просто удовольствие! Океан дарит нам здоровье, бодрость, силу, а ведь этого нигде не купишь.
Эколог: Но, к сожалению, не все так хорошо. В связи с ростом городов, развитием судоходства во многих морях и в самом океане в последнее время наблюдается ухудшение природных условий. Загрязнение воды, воздуха ухудшили условия для отдыха на берегах морей и океанов. Средиземное море относится к самым загрязненным на Земле. Атлантика уже не в состоянии самостоятельно очищаться от отходов. Борьба с загрязнением этого океана является международных делом. Уже заключены договоры, которые запрещают сброс в океан опасных отходов.
Начальник экспедиции: Наше путешествие подходит к завершению. Я надеюсь, что оно доставит вам приятные воспоминания от того, что вы были участниками научной экспедиции и исследовали природу Атлантического океана, убедившись в том, что растения и животные, населяющие сушу, отличаются от океанических: из растений в океане преобладают водоросли, из животных – рыбы, тюлени, моллюски, киты. Океан населен организмами неравномерно. Его богатства велики, и люди используют их в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. Необходимо рационально использовать ресурсы и не загрязнять его.
Завершающая часть:
Капитан: Я думаю, что это путешествие у нас с вами не последнее. А на берегу нас приветствует таможня. Чтобы пройти таможню, вы должны преодолеть контроль:
Таможенник: Вопросы участникам экспедиции: (уч-ся отвечают и садятся на свои места)
1. Существует ли море без берегов? (Саргассово)
2. Как называется крупнейшее океаническое течение в Атлантическом океане? (Гольфстрим)
3. Наиболее распространенные растения в океане? (водоросли)
4. Подводный аппарат для исследования морских глубин? (Батискаф)
5. «Реки» в океане? (океанические течения)
6. В каких климатических поясах лежит наиболее широкая часть Атлантики? (тропическом, умеренном).
7. Течения в Атлантике направлены… (вдоль меридианов)
8. Соленость вод Саргассова моря? (37%)
9. Наиболее населенные участки океана (шельф, материковая отмель)
10. Самое загрязненное море на Земле (Средиземное)
11. Плавающие обломки материкового льда (айсберги)
12. 9207 м. (максимальная глубина в Атлантическом океане, Пуэрто-Рико)

Молодцы, вы успешно преодолели таможню . Я надеюсь, что полученные сегодня знания вам пригодятся в дальнейших исследованиях.
Скачать бесплатно Урок путешествие по Атлантическому океану

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 7 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.