Информация


Акулий жир от боли в суставах! КУПИТЬ со Скидкой 50% при заказе с нашего сайта!!!
Яндекс.Метрика

особенности Африканского климата
Цели урока:
1.Познакомить обучающихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками. Называть и показывать территории с определенным типом климата, характерные типы погод на материке; определять температуру и количество осадков по климатической карте; объяснять причины формирования типов климата на континенте.
2.Развивать познавательный интерес и географическое мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи.
3.Воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов.

В сети Интернета человек получает столько полезной информации, и пользоваться ей необходимо постоянно. Кто-то ищет разработки уроков, такие, как презентации по географии 7 класса, а кто-то выбирает для себя другие материалы.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Основная часть:
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
Предлагается провести опрос по вопросам. Работать может весь класс.
Вопросы:
1) Назовите и покажите преобладающие формы рельефа Африки.
2) Какими особенностями отличается рельеф Африки.
3) Где в Африке находятся горы новой складчатости?
4) На доске:
Восточно-Африканское плоскогорье.
Нагорье Ахаггар.
Ливийская пустыня. а) Щиты.
Котловина реки Конго. б) Плиты.
Плато Дарфур.
Котловина озера Чад.
Пустыня Калахари.
5) Почему высшая точка Африки – вулкан Килиманджаро – находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?
6) Почему в Африке мало складчатых гор?
7) Как различается рельеф Северной и Западной, а также Южной и Восточной Африки?
8) Назовите и покажите месторождения полезных ископаемых.
9) Определите зависимость полезных ископаемых от рельефа.
10) Как можно подразделить рельеф Африки в соответствии с его развитием?
11) Покажите границы разломов.
П. Изучение нового материала.
Учитель просит учащихся рассказать о причинах, влияющих на климат. Первая причина — это географическая широта места. По карте видно, что экватор проходит посередине, следовательно, Солнце круглый год находится высоко над головой. От тропика и до тропика Солнце бывает в зените. Учитель и ученики делают рис.1 “см.вложение”. Другая причина — окружающие океаны с теплыми и холодными течениями (помечаем на карте-схеме). На климат влияют подстилающая поверхность и близость материка Евразия, особенно пустынного Аравийского полуострова. На контур Африки учитель наносит направление пассатных ветров. Они дуют от широт 20—30° в обоих полушариях к экватору, постепенно поворачивая на запад. Учащиеся делают вывод, что пассатные ветры в Северной Африке сухие и жаркие. В южной части Африки пассаты насыщаются влагой, проходя над Индийским океаном, и несут больше влаги. В жарком поясе одно время года: всегда лето. В северной и южной частях Африки на одинаковых широтах выпадает разное количество осадков. Это объясняется величиной территории. На севере большая часть материка сильнее нагревается, юг меньше по площади и окружен водой.
Ученики по атласам определяют и подписывают количество осадков, записывают максимальные летние и зимние температуры.
В субэкваториальном климате два времени года — сухое и жаркое лето и чуть прохладнее зима. В Сахаре осадков может не быть несколько лет. О сухом климате Сахары добавляет ученик по газете «География» № 10/96. К северу и югу от тропиков климат умеренный, близкий к средиземноморскому.
Далее учитель задает вопрос на сообразительность. На севере пустыня Сахара, на юге пустыня Калахари находятся на одном расстоянии от экватора. Почему в этих местностях разные летние и зимние температуры? Учащиеся должны увязать это с величиной территории Сахары, с морскими течениями и пассатами Северного полушария, идущими через Аравию. Другой вопрос: «Влияет ли на климат высота местности над уровнем моря?» Например, на горе Килиманджаро на высоте по¬чти 6000 м лежит снег, а на вулкане Камерун рекордное для Африки количество осадков — 9000 мм (так как недавно изучался климат Земли, многие вопросы для учащихся не будут сложными). На сообразительность еще один вопрос. Пустыня Намиб лежит у океана, однако там очень сухо (выпадает 100 мм за год). Учащиеся должны это увязать с холодным течением, которое относит влагу, осадков нет, и только иногда сильные туманы.
Заключение: по обе стороны от экватора климат сходный, но не одинаковый.
Этот урок предлагается провести как урок-практикум. Для этого необходимо поделить класс на три группы. В группе выбирается наставник, который должен направлять и руководить работой группы, а также будет делать сообщение по результатам работы.
1. Вступительная беседа.
Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между двумя тропиками. Два раза в году Солнце в этих районах в полдень стоит в зените, а его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния. Зимой даже в самых «прохладных» крайних южных и северных районах среднемесячные температуры на равнинах не опускаются ниже 8 °С.
Климату Африки принадлежит мрачный рекорд, связанный с «небесным электричеством». В Зимбабве во время влажного сезона погибает более ста жителей от ударов молний.
2. Работа с картой «Климатическая карта Африки» или рис. 54 учебника.
– Назовите климатические пояса Африки.
– Какие из них основные, какие переходные?
– Назовите климатические пояса, которые занимают самые большие площади и самые маленькие площади.
– Определите самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка. Объясните их размещение.
– Укажите изменение температуры в связи с изменением: а) географической широты, б) рельефа, в) океанических течений.
Высота солнца над горизонтом и времена года в Африке (рис. 2).”см.вложение”
Экватор пересекает Африку почти посередине. Поэтому, когда к северу от экватора лето, к югу от него — зимний период. Африка — самый жаркий материк на земном шаре.
Вопросы. 1. Какие самые холодные месяцы в Северной и Южной Африке? 2. Между какими широтами солнце в Африке бывает в зените? 3. Когда в Африке солнце бывает в зените на экваторе, на Северном тропике, на Южном тропике?
Пассаты, влияние океанских течений и рельефа на климат Африки (рис. 3).”см. вложение”
В северной части Африки пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух, а в Южной Африке пассаты дуют с Индийского океана — этот воздух влажный.
Холодные океанские течения у северо-западных и юго-западных берегов Африки понижают температуру в прибрежных частях материка и усиливают его сухость, а теплые течения у юго-восточных берегов, наоборот, способствуют насыщению воздуха влагой, образованию осадков и повышению температуры в зимние месяцы.
Вопросы. 1. Почему теплый воздух над экватором поднимается вверх, а в областях высокого давления воздух опускается вниз? 2. Пассаты в северном и южном полушариях дуют в различных направлениях. Почему? 3. Какая существует зависимость между количеством выпадающих осадков и распределением атмосферного давления? 4. Почему смещаются пояса высокого и низкого давления?
Климатические пояса Африки.
Карту-схему вычерчивают на настенной контурной карте или на классной доске. Ученики вслед за учителем выполняют карту-схему на своих контурных картах.
Вопросы. Для каких климатических поясов Африки характерны следующие особенности и почему: а) солнце всегда бывает в зените; б) больше всего выпадает осадков; в) малая облачность и нисходящие воздушные потоки; г) зима влажная, лето сухое; д) зима сухая, лето влажное?
3. Практикум.
Каждая группа выполняет свое задание. Для облегчения работы учащиеся при характеристике своего климатического пояса заполняют таблицу. 1 -я группа – экваториальный, 2-я группа – субэкваториальный, 3-я группа – тропический.
Таблица «Климатические пояса Африки».
4. Сообщения учащихся.
Один человек от группы (наставник) дает характеристику своего климатичекого пояса. После его выступления остальные члены группы, или один, дополняют характеристику образным описанием погоды, интересными фактами и примерами, заранее приготовленными дома. (Каждая группа выступает 5 мин.)
5. Анализ климатограмм по учебнику.
На севере – на побережье Средиземного моря и юго-западной оконечности Африки сформировался субтропический климат с сухим жарким летом и теплой влажной зимой.
Задание. Проанализируйте климатограммы. Какой можно сделать вывод?
Завершающая часть:
III. Итог урока. Закрепление темы. (приложение 1)”см.вложение”
1. Выставление оценок за работу по практикуму.
2. Установление соответствия.
Повтор новых понятий.
3. Вопросы:
1) Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пусты¬ня Сахара или Калахари?
2) Назовите территории, где выпадает менее 100 мм осадков в год. (Полуостров Сомали.) Почему?
Домашнее задание:
Первого уровня:
§ 26; задание в контурной карте: указать границы поясов, самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка;
Второго уровня:
Ответить на вопросы: 1. Назовите причины, влияющие на выпадение атмосферных осадков в Африке. 2. Какие основные типы воздушных масс образуются на территории Африки? 3. Какое влияние они оказывают на ее климат? Какова роль пассатов в распределении осадков? 4. Объясните, почему в Сахаре осадков выпадает мало, а в бассейне Конго — много. Почему на Эфиопском нагорье осадков выпадает больше, чем на полуострове Сомали?
Вот такие презентации по географии 7 класса публикуют в сети наши прекрасные учителя, такие, как Миркаева Танзиля Наиловна, чья разработка урока представлена ваш суд.
Климат Африки – скачать разработку урока

Комментарии запрещены.