Информация


Акулий жир от боли в суставах! КУПИТЬ со Скидкой 50% при заказе с нашего сайта!!!
Яндекс.Метрика

I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1). Опишите образ жизни сельского жителя(традиционность, связь с природными ритмами, отсутствие сферы услуг и т.д.)
2). Сравните занятия и расселение сельских жителей в природных зонах России (в тундре, в лесной, степной зонах).
3). Проанализируйте проблемы деревень России: «обезлюдение» деревень, «старение» деревень, рост безработицы, низкий уровень доходов, преобладание мужского населения (холостых), пьянство, низкий уровень социальной сферы. Их причины и пути решения.

Основная часть:
I. Изучение нового материала.
– Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда?
1. Трудовые ресурсы России
– Часть населения России в возрасте от 16 лет до 59 лет включительно – мужчины и до 54 лет женщины относятся к трудоспособному населению, способному работать в хозяйстве страны, т.е к трудовым ресурсам.
А учащиеся с 14 лет в период школьных каникул тоже имеют право работать, т.е. тоже являются трудовыми ресурсами.
Рассмотрим схему: Состав трудовых ресурсов России и их использование.
Все население делится на 3 группы:
1) Дети
2) Население в трудоспособном возрасте (кроме инвалидов)
3) Пожилые (пенсионеры)
Запись в тетрадь
Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят из:
1) Занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве
2) Учащиеся
3) Работающие лица старшего возраста (работающие пенсионеры)
Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве или ищет работу – их называют экономически активным населением. В некоторых странах безработных не относят к ЭАН.
Рынок труда – соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение со стороны трудоспособного населения.
2. Безработица и дефицит работников.
-В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было нетрудно. Везде висели объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу.
Рассмотрим схему (с. 70 учебника) и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда:
1) При низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания за низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников – спрос выше предложения. 2) При высокой оплате труда: работодатель должен обходиться меньшим числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест мало, а предложения рабочей силы высокие. Предложение выше спроса – ситуация безработицы.
Вопросы к классу:
-Какова география безработицы в России и от чего она зависит?
-Где сегодня требуются работники (т.е. наблюдается дефицит рабочей силы), а где высокий уровень безработицы?
-Как вы считаете, может ли сейчас безработный жить на пособие по безработице?
– Лучше ли заниматься любой работой, даже если она вам не нравится, или жить на пособие по безработице?
-Какие профессии вы считаете престижными? Почему?
-Какую профессию вы хотели бы получить? Какими качествами должен обладать человек данной профессии?
– Какие профессии вы считаете необходимыми в нашем городе?
-Какие учебные заведения имеются в нашем городе, республике? Какие профессии можно получить в данных заведениях?
-Где в нашем городе можно пройти тестирование?
Завершающая часть:
IV. Закрепление
– Что называется трудовыми ресурсами?
-Относятся ли к трудовым ресурсам учащиеся?
-Что такое ЭАН?
– От чего зависит уровень безработицы в стране, регионе?
-Что такое рынок труда?
-Каков уровень безработицы в нашем городе?
Какие профессии востребованы в нашем городе?
Где в России более высокий и более низкий уровень безработицы?
Домашнее задание:
Первого уровня:
прочитать текст на странице 59-63. Ответить на вопросы на странице 63.
Второго уровня:
Третьего уровня:
По материалам СМИ, службы занятости выяснить, какие специальности востребованы в нашем городе. Какие вакансии имеются на данный момент? Какие вакансии ожидаются через 3-5 лет.
Рынок труда и занятость населения урок географии в 9 классе

Комментарии запрещены.