Информация


Акулий жир от боли в суставах! КУПИТЬ со Скидкой 50% при заказе с нашего сайта!!!
Яндекс.Метрика

Учебно-воспитательные задачи:
1) Дать понятие «ресурсообеспеченность».
2) Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
3) Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
4) Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять планы, географические конспекты.

Ресурсообеспеченность и мировые природные ресурсы

Структура урока:
Цель проведения практикума – способствовать формированию и развитию умений:
а) интеллектуальных (анализ, синтез, обобщение, классификация, прогнозирование географических объектов и явлений с помощью различных источников информации);
б) оценочных (ранжирование, выбор решения и др.);
в) практических (создание картосхем, инструкций и планов по овладению навыками самостоятельной работы, сбор статистических материалов, формирование контурных карт);
г) общеучебных (написание сообщений, оформление рабочей тетради и др.);
д) коммуникативных (ведение диалога, отстаивание своих взглядов и др.).
План урока мировые природные ресурсы по географии 10 класса:
1. Классификация ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности.
2. Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?
3. Земельные ресурсы: два противоположных процесса.
4. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
5. Биологические ресурсы. Необходимость предохранения от оскудения.
Основная часть:
Изучение нового материала (лекция учителя и практические задания по ходу лекции).
1. Классификация природных ресурсов: 1) по происхождению;
2) исчерпаемости; 3) применению.
1) По происхождению.
а) полезные ископаемые (минеральные ресурсы);
б) климатические;
в) водные;
г) земельные (почвенные);
д) биологические;
е) ресурсы Мирового океана.
2) По исчерпаемости:
а) исчерпаемые:
– невозобновимые (минеральные, руды металлов, соли, сера и т. д.);
– возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические);
б) неисчерпаемые (энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов, отливов и течений).
3) По применению:
Природные ресурсы для промышленности:
а) топливно-энергетические;
б) металлургические;
в) химическое и прочее сырье.
Для сельского хозяйства:
а) земельные;
б) почвенные;
в) агроклиматические.
Для отдыха и туризма: рекреационные ресурсы.
Природные ресурсы совокупность объектов, пригодных для использования человеком.
• Понятие о ресурсообеспеченности. Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – эти государства обеспечены практически всеми природными ресурсами.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данное ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
На показатель ресурсообеспеченности, прежде всего, влияют:
а) богатство или бедность территории природными ресурсами;
б) масштабы их извлечения (потребления).
Географическое ресурсообеспечение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экологической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.
Ученые разработали концепции природноресурсного потенциала (ПРП) ресурсных циклов.
ПРП территории – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом НТП. ПРП характеризуется двумя главными показателями: а) размерами; б) структурой минерально-сырьевого земельного, водного потенциалов.
Практическое творческое задание:
Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и по теме 1 учебника, приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.
2. Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?
По выражению академика А. Е. Ферсмана, ныне к ногам человека сложена вся периодическая система Менделеева
Практическое задание:
1)Используя инструкцию, проанализируйте данные таблиц.
Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти, природного газа, железной руды при современном уровне добычи (запасы делят на добычу). Объясните, какие проблемы возникают с этим.
2) Проанализируйте рисунок 4 и таблицу 2. Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в 1900, 1980 и 2000 годах (запасы ресурсов делятся на численность населения). Сравните четыре показателя, установите тенденцию и объясните ее.
Распространение полезных ископаемых в Земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям:
– Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам.
– Рудные полезные ископаемые сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям (Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский (протяженностью 40 тыс. км), оловянно-свинцовый пояс – в Китае, Вьетнаме.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания (скопления) полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов.
Практическое задание:
1) Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы 3, 4 в приложениях, проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых.
2) Назовите страны, на территориях которых находятся крупнейшие бассейны с запасами угля и нефти. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?
Задание:
1) Работа с учебником, с. 28.
2) В настоящее время поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям: «вглубь» и «вширь». Опишите характерные признаки
этих двух направлений.
1. Земельные ресурсы: два противоположных процесса.
Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».
Мировой земельный фонд – степень обеспеченности земельными ресурсами, составляет 13,1 млрд. га.
Задание: работа с учебником, с. 30, тема «Размеры и структура мирового земельного фонда».
Большую ценность в структуре мирового земельного фонда представляют обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктом питания, а леса и пастбища- 10%.
Структура земельною фонда планеты не остается неизменной. На нее оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер: с одной стороны расширенно земель; с другой стороны — это ухудшение, истощение, глобальные изменения земельных ресурсов: эрозия почв, заболачивание, засоление ежегодно выводят из оборота 1,5 млн га; опустынивание – «пожиратель земель». Антропогенное опустынивание охватило более 900 млн га.
Ученые различают четыре степени опустынивания:
1) слабую;
2) умеренную;
3) сильную;
4) очень сильную.
Сильное опустынивание произошло в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. (Работа с картой атласа.)
Вывод. Таким образом, «нагрузка» на землю больше, а обеспеченность земельными ресурсами меньше.
Практическое задание:
Проанализируйте рисунок 7, с. 30, карту «Мировые земельные ресурсы»
В атласе и таблицу 5 в приложении. Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Опираясь на знания по курсу географии «Материки океаны», объясните причины таких различий. (Ответ обоснуйте.)
4. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
Ресурсы пресной воды, составляющие только 2,5% от общего объема гидросферы, также отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности земной суши.
В ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках – «неприкосновенный запас».
Речные (русловые) воды («водный паек» планеты) составляют40 тыс. км3.
Потребление пресной воды растет, и уже к 2000 году превышало норму 4 тыс. км3 в год.
В экономически развитых странах городской житель использует 300-400 л воды в сутки.
Главные потребители пресной воды:
1) сельское хозяйство;
2) промышленность;
3) электроэнергетика;
4) коммунально-бытовые службы.
Вывод. Глобальные изменения водных ресурсов:
1) загрязнение рек, водоемов тяжелыми металлами, нефтепродуктами;
2) обмеление (вырубка лесов в поймах рек, понижение грунтовых вод).
Пути решения водной проблемы:
1) Уменьшение водоемкости производственных процессов и сокращение безвозвратных потерь воды.
2) Сооружение водохранилищ, регулирующих пресный сток.
Мировой гидроэнергетический потенциал оценивается в 10 трлн кВтч выработки электроэнергии, 1/2 этого потенциала приходится на страны: Китай, Россию, США, Конго (Заир), Канаду, Бразилию.
Практическая работа:
Пользуясь рисунком 8, с.31, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и
наименее обеспеченных ресурсами пресной воды.
По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте выводы и используйте их для подтверждения текста учебника.
Использовать дополнительные главы к учебнику 10 класса В. П. Максаковского, с. 38, табл. 14; с. 40, табл. 15.)
5. Биологические ресурсы. Необходимость предохранения от оскудения.
• Растительные ресурсы представлены как культурными, так и дико
растущими растениями.
Среди дикорастущих преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы.
Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади.
Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями:
1) размерами лесной площади – 4,1 млрд га;
2) запасами древесины на корню – 330 млрд м3.
Леса мира образуют два огромных по протяженности пояса – северный и южный.
Практическое задание:
Проанализируйте рисунок 9, с. 31. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты.
Дайте оценку обеспеченности лесными ресурсами отдельных стран, выделив страны очень богатые и очень бедные ими.
Вывод. Глобальные изменения лесных ресурсов:
1) Процесс обезлесения, вырубка лесов.
2) Деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов.
3) Истончение озонового слоя, запыленность и т. д.
4) Гибель лесов от пожара.
Поэтому продолжают оставаться актуальными меры по рациональному использованию лесных ресурсом.
Ресурсы живого мира – часть биосферы, относятся к категории возобновимых.
Растительность и животные образуют генетический фонд (генофонд) – совокупность всех ныне живущих на Земле видов.
Сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда – очень важная задача.
Ресурсообеспеченность и мировые природные ресурсы урок географии 10 класс скачать бесплатно

Комментарии запрещены.