Информация


Акулий жир от боли в суставах! КУПИТЬ со Скидкой 50% при заказе с нашего сайта!!!
Яндекс.Метрика

Наглядно-демонстрационные материалы:
физическая карта России, карта «Западная Сибирь», атласы, карточки- задания, таблица, лоция и схема классификации природных ресурсов.

1. Организационный момент.
2. Слово учителя:
Равнина, равнина
Ни яра, ни пади.
Равнина на север,
Равнина на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
-О чем сказано в этом четверостишье?
Урок географии начнем с русского языка:
-Придумайте прилагательные, характеризующие Сибирь
по первым буквам слова СИБИРЬ.
(С- северная, суровая
И- индивидуальная
Б- богатая, большая
И- интересная
Р- речная, ресурсная…)
-Давайте послушаем, у кого что получилось.(проверяем).
3. – А теперь узнаем историю происхождения этого слова
(домашнее индивидуальное задание).
Сибирь- с китайского- «Западное захолустье», на картах
Азии в 13 веке показана страна Ибир или Сибир, расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От
монгольского Сибирь- «дремучий лес». Но вероятнее всего,
что название Сибирь произошло от названия реки «Сибирча-
таяха» -в переводе с ненецкого «си»- отверстие, дыра, брешь;
«перча»- возвышенность; «то»- озеро, «яха»- река, Сибирчатаяха –река, вытекающая из бреши на возвышенности.
Другой перевод- «Сидбирць»- двоиться.
Сидбирцята- двоящаяся река (яха)
Сибарс- обильно литься.
Сибдас- освободиться от времени, т.е. Сибирчатаяха- освободившаяся от берегов, разлившаяся река. Река берет начало в южной части хребта Пай-Хой.
4.Проверим, что мы уже знаем о Западной Сибири (групповая работа по карточкам: «Картографы» , «Геоморфологи», «Климатологи», «Гидрологи»).
5.-Ребята, как вы думаете, что значит быть счастливым?
Жить счастливо? И что такое счастье в целом? (высказывания учащихся) .
-Действительно, у каждого свое понимание счастья:
Одни скажут, что это мир в доме, на Земле;
Другие- когда ты здоров. Тебя понимают.
Третьи- когда есть работа, семья.
Четвертые- это финансы, деньги…
-А теперь скажите, как вы думаете, большая часть казны
нашего государства за счет чего пополняется? (природных ресурсов).
-Какая же территория в нашей стране является кладовой ресурсов? (Западная Сибирь).
Основная часть:
Тема нашего урока: Природные ресурсы Западной Сибири
и проблемы их освоения.
Девиз: Всем Сибирь щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый.
Впрочем, что убеждать вас стихами-
Приезжайте… Увидите сами!
Казимир Лисовский.
6.Задание: Исследуя богатства Западной Сибири на основе рассказа учителя, работы с текстом учебника, атласом и картой, отразите результат в удобной для вас форме: таблица, схема, лоция (по желанию учащихся).
-По мере развития государства и общества менялись ценности и спрос на природные богатства.
-В 16 веке – ценная пушнина (песец, белка, норка), дичь.
-В 18 веке- зерновые и кормовые ресурсы степной и лесостепной зон (на многочисленных обширных займищах
(заболоченных низинах) Барабинской низменности производилось самое дешевое в России сливочное масло).
-В 20 веке- тайга- ценная древесина.
Тундра- оленьи пастбища (олений мох ягель).
-В середине 20 века (50- 60-е годы) открыты богатейшие минеральные ресурсы- определите, какие.
(Самостоятельная работа учащихся.)
-Нефть Тюменской, Томской, Новосибирской, Омской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
-Природный газ
-Уголь-Кузбасс, Горловское (Новосибирской области)
-Торф
-Гидроресурсы
-Железные руды (Томская, Новосибирская области)
-Марганцевые руды (Кемеровская область)
-Ртуть (Алтайский край)
-Сода, соль (в озерах Кулундинской степи)
-Известняк (Новосибирская, Кемеровская области)
-Фосфориты (Горная Шория)
-Лес – 146 млн. га
-Сельскохозяйственные земли: пашни, пастбища-36 млн.га
Вывод: Западная Сибирь богата природными ресурсами.
-Какое главное богатство Западной Сибири? (нефть, газ).
Нефть и газ- богатство не только Западной Сибири, но и всей страны.
-Ребята, давайте пополним свой человеческий ресурс – проведем физминутку.
7.Проблемы освоения Сибири.
– В каких условиях приходится людям осваивать природные богатства этого края? (Учащиеся выделяют природные особенности Западной Сибири и записывают в тетради:
1)Суровый климат
2)Заболоченность 60% территории
3)Многолетняя мерзлота
4)Избыточное увлажнение ).
-Мы знаем, что Западная Сибирь поставляет Центру и на экспорт сотни миллионов тонн нефти и газа.
-А что она получает взамен? Послушаем об этом эколога:
«На нефти и газе сколачиваются громадные капиталы, но не в пользу местных жителей. Западная Сибирь как была, так и остается глухой провинцией России; газифицировано лишь 3% поселков газово-нефтяной Тюменской области;
тысячи рек и озер залиты нефтью и превратились в безжизненные отстойники; гибнут водоплавающая птица и рыба; уходят звери; питьевую воду низкого качества берут из открытых водоемов; исчезают оленеводство, рыболовство, охота- традиционные отрасли хозяйства местных жителей; уничтожаются пастбища- кормовая база оленеводства, охотничьи угодья; горят леса, что приводит к распространению заболоченности; истощаются запасы недр-исчерпаемые, невозобновимые минеральные ресурсы…»
-Так что же происходит в Западной Сибири: освоение или разорение?
-Чего мы добились- успеха или кризиса?
8.Пути решения проблем.
-Сможет ли человек помочь Западной Сибири?
-Предложите свои пути решения проблем.
(В первую очередь нужно развивать культуру поведения у людей, с детства формировать бережное отношение к природе не только своей местности, но и страны в целом.
Установить режим движения транспорта по тундре (ограничить движение летом).
Газопроводы прокладывать на такой высоте над землей, чтобы они не мешали миграции оленей).
Строить дороги (дороги сохранят оленьи пастбища).)
Завершающая часть:
9.Рефлексия
-Итак, мы изучили природные богатства Западной Сибири.
-Чем же богата Западная Сибирь?
-Покажите на карте крупнейшие месторождения нефти и газа в Западной Сибири.
-Какие проблемы имеют место в условиях Западной Сибири?
(Пренебрежение особенностями территории, неразумное природопользование привело к обострению проблемы взаимодействия природы и человека.)
-Теперь вы знаете, что Западная Сибирь является районом интенсивного освоения. Люди каких профессий осваивают его?
-Хотел бы кто-нибудь из вас стать нефтяником, землепроходчиком?
-А какие меры вы бы предприняли для улучшения экологического состояния этого района?
10. Оценка работы учащихся.
-Оцените свою работу на уроке по критериям:
– Активность на уроке
-умение работать в группе
-умение добывать знания из разных источников
-как вы усвоили материал урока в целом.
Домашнее задание:
изучить параграф 39;
Скачать план урока Проблемы освоения ресурсов Западной Сибири

Комментарии запрещены.