Проблема народонаселения мира

жители ЗемлиЦели урока: На основе анализа статистических материалов попытаться ответить на следующие вопросы: а) грозит ли человечеству перенаселение, б)правомерен ли вопрос о выживаемости человечества, в) каким будет население мира на заре 3- го тысячелетия. Главное внимание обратить на причины изменения численности населения, его зависимость от экономических, исторических, социальных, природных факторов.
Класс условно делится на две группы, которые используя свои знания попытаются доказать, что миру не угрожает перенаселение или наоборот. Выбранное жюри внимательно слушает и оценивает ответы ребят.

Основная часть урока:
Для того, чтобы четко оперировать демографическими понятиями проводится разминка.Учащиеся отвечают на вопросы “Что такое?” Демография, воспроизводство населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, демографическая зима, весна… Потом выносится на обсуждение вопрос об угрозе человечеству перенаселения.
При этом группа, которая утверждает эту мысль, пользуется такими фактами как:

  • стремительный рост численности
  • рост продолжительности жизни
  • рост общегуманного уклона общества, где повышается ценность человеческой жизни
  • усиление ставки на свое здоровье
  • выгодность вложения государствами капитала в продолжительность жизни, в целом в человека
  • понимание роли численности населения в укреплении обороноспособности любого государства, зависит военная мощь
  • уменьшение количества абортов, младенческой и материнской смертности в целом в мире.

Другая группа пытается доказать, что речь идет не о перенаселении Земли, а, наоборот о выживаемости человечества. Их доводы:

  • общее ухудшение экологической обстановки
  • сохранившиеся очаги эпидемий и пандемий
  • рост численности насильственных смертей, Беспрерывные войны, более 40 горячих точек, миллионы погибших…
  • обострение уголовно криминальной обстановки, терроризм
  • массовая гибель людей при катастрофах, авариях техногенного характера
  • рост числа суицидов
  • рост числа инвалидов
  • резкое ухудшение социально-экономических условий: отсутствие нормального жилья, дефицит питьевой воды
  • Распространение наркомании и алкоголизма, пышный расцвет туберкулеза, сердечно- сосудистых заболеваний, стрессовых явлений, распространение СПИДа, появление все новых видов, опасных заболеваний.топлива, медицинской помощи

Завершающая часть:
Таким образом, после такой дискуссии на основе многочисленных статических данных на ММЦ( добавить потом), учащиеся делают вывод в пользу своего варианта ответа о будущем человечества.
Вывод учителя: Несмотря на вышеперечисленные острейшие проблемы, рост численности населения неуклонно продолжается.Каким будет население 21 века? Более динамичным, “цветным”, “африканским”, мусульманским,по численности среди 10 ведущих стран произойдут перестановки. Несмотря ни на что, разум должен победить, наступит стабилизация численности населения, люди научатся жить сопереживая друг-другу, Земля станет домом для всего человечества.
В обсуждении участвуют все ребята. Члены жюри оценивают участие ребят на уроке, выделяют наиболее доказательные,убедительные ответы. Отметки с дополнениями , комментариями учителя выставляются в журнал. Впрочем, современная молодежь может и по-другому думать, потому что мы живем в век Интернета, когда молодые люди проводят в сети очень много времени. Их больше интересует общение, и различные программы, которые можно скачать в Интернете. Есть такие программы, как utorrent, с использованием которых люди могут качать информацию, находящуюся на компьютерах сотен и тысяч пользователей. Программы делают сеть Интенета действительно глобальной. Доступность информации с каждым днем растет, и меняется мировоззрение человека по отношению к проблемам перенаселения Земли.

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 10 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.