Информация


Акулий жир от боли в суставах! КУПИТЬ со Скидкой 50% при заказе с нашего сайта!!!
Яндекс.Метрика

Наглядно-демонстрационные материалы:
Атлас 8 класс (с.43), учебник 8 класс автор Раковская, тетради, рабочие тетради, презентация (Приложение 1), мультимедийный учебник по географии «География России. Природа и население», информационные технологии.
Вводная часть:
Тип урока: формирование новых знаний с применением информационных технологий.
Структура урока:
1. Организационный момент, мотивация, целеполагание, актуализация.
2. Первичное условие нового материала.
3. Осознание и осмысление учебного материала.
4. Закрепление. Рефлексия.
5. Тестовый самоконтроль.
6. Домашнее задание. Тема эта довольно серьезна, и учащиеся продолжат изучать западно-сибирский экономический район в 9 классе.
Цели по содержанию:
Образовательные:
• продолжить формирование представлений об особенностях рельефа, геологического строения, вод, климата Западной Сибири;
• продолжить формирование умения работать с тематическими картами.
Развивающие:
• способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся,
• умений применять теоретические знания к конкретной территории,
• умение работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять причинно-следственные связи, а также творческих умений.
• Использовать современные информационные технологии.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравстенно-эстетического воспитания и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический.
Основная часть:
Содержание урока
1. Взаимное приветствие.
2. Рапорт дежурного.
3. Целеполагание и мотивация.
Мы продолжаем использовать на уроках географии информационные технологии, при изучении новый темы на 1-ом уроке у вас в тетрадях должен появиться конспект урока.
4. Водная беседа.
Слайд 1 подготовка к восприятию новых знаний.
Учитель. Поэт Фролов написал о ней такие строки:
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север,
Равнина – на юг.
Как будто гористую Землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Учитель. О чем эти стихи? О равнине. О какой? – Западно- Сибирской.
(Слайд 2) запишите тему урока: Западно-Сибирская равнина.
Учитель. Сибирь!? Раньше само это слово холодило сердца людей, наводило ужас на них, ибо с ним было связано представление о каторге и ссылке. Недаром раньше говорили: «Кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал». Сейчас мало кто не знает о Западной Сибири, т.к. там добывается российский газ и нефть. А что с собой представляет природа Западной Сибири? У большинства эти представления ассоциируются с бескрайней тайгой и болотами. Однако это не совсем так. Перед нами стоит задача – изучить природу Западной Сибири, ее богатства. (Слайд 4).
5. Изучение любого географического объекта мы начинаем с определения …
Ученик. с географического положения.
Учитель. Определим границы Западно-Сибирской равнины (работа с картой, слайд 5).
Граница равнины – это отчетливо выраженные естественные рубежи (ученик показывает и называет):
на севере – Северный Ледовитый океан;
на юге – Казахский мелкосопочник;
на западе – Уральские горы (восточные предгорья);
на востоке – Среднесибирское плоскогорье (Слайд 6).
Занимаемая территория огромна около 3 млн.км.2
Учитель. После географического положения, рассмотрим рельеф, геологическое и тектоническое строение.
6. Рельеф, геологическое и тектоническое строение.
Учитель. Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом (мультимедиа учебник, рельеф Западной Сибири), как бы понижающимся к центру. Северную и центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 м. через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система моренных возвышенностей – Сибирские Увалы с максимальной высотой 285 м.
Учитель. Объясним особенности рельефа, пользуясь тектонической и геологической картами, схемами строения территории.
(Мультимедиа учебник. Строение земной коры тектоническая карта России Западно-Сибирская плита Геологический профиль через Западно-Сибирскую молодую платформу).
Западно-Сибирская плита – это молодая платформа, формирование фундамента которой завершилась в конце палеозойской эры, а осадочный чехол накапливался в течение мезозоя и кайнозоя. Складчатый палеозойский фундамент погружен на значительную глубину и покрыт мощным платформенным чехлом из морских и континентальных MZ –KZ отложений, залегающих очень полого, почти горизонтально (Слайд 8).
Мезозойские породы сплошным покровом перекрывают фундамент, представлены породами юрского (J) и мелового (K) возраста.
Кайнозойские породы слагают верхнюю часть платформенного чехла, и представлены палеогеновыми, неогеновыми (N) и четвертичными отложениями (Q).
Рельеф изменяется под влиянием внутренних и внешних сил. (Мультимедиа учебник. Вертикальные движения и крупнейшие формы рельефа).
Внешние силы изменяющие рельеф. В четвертичный период оледенение захватило значительную площадь и оказало влияние на современный рельеф Западной Сибири. (Мультимедиа учебник. Древнее оледенение).
Ледник оказал большое влияние на рельеф и той части равнины, где его не было, т.е. на центральную и южную части. Дело в том, что реки были подпружены ледником и перед его южным краем образовался огромный водоем, в котором накопились песчаные и глинистые отложения, постепенно заполнившие все понижения рельефа. Когда же ледник начал отступать, то водные потоки, образовавшиеся в результате таяния льда, направились на юг и частично размыв толщи этих озерно-речных отложений. Когда же ледник полностью отступил, то реки снова потекли на север и в толще ледниковых отложений проложили новые долины глубиной 40 -50 м.
Таким образом, история формирования современного рельефа Западно-Сибирской равнины – яркий пример взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли.
7. Полезные ископаемые приурочены к этим структурам. Западная Сибирь богата нефтью и газом. Месторождения нефти приурочены к Центральной части равнины. Основные месторождения нефти: Саматлорское, Усть- Балыкское, Мегионское, Стрежневое, Мамонтовское;
Месторождение газа расположены в северной и северо-западной части равнины. Наиболее крупными являются Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Губкинское, Заполярное. (Слайд 10).
8. Климат Западной Сибири.
Учитель. На климат любой территории оказывают влияние климатообразующие факторы. Назовите их.
Ученик.
– географическая широта;
– циркуляция воздушных масс;
– характер подстилающий поверхности.
Анализ климатической карты. Вопросы и задания.
1) Определите, в каких климатических поясах лежит равнина. (Арктический, субарктический, умеренный).
2) Как называется тип климата Западно-Сибирской равнины? (Континентальный).
3) Какими основными признаками характеризуется континентальный климат умеренного пояса? (Температурой июля и января).
4) По климатической карте установите, как изменяются над равниной июльские температуры и чем это объясняется? (Количеством солнечной радиации, рельефом). (Мультимедиа учебник. Температура июля).
5) Объясните, почему зима над равниной повсеместно суровая, очень холодная, даже на юге равнины, на расстоянии 2500км от побережья Северного Ледовитого океана? ( Циркуляция воздушных масс). (Мультимедиа учебник. Циркуляция воздушных масс).
6) Определите среднегодовое количество осадков на севере, средней части и на юге равнины.
7) Сопоставьте физическую и климатические карты и объясните, почему при равном среднегодовом количестве осадков на юге и севере тундра заболочена, а в лесостепях недостаточное увлажнение. (Главный компонент коэффициент увлажнение местности).
Вывод. (Слайд 11,12). Факторы формирования природы.
9. Воды Западной Сибири.
а) Реки. (Слайд 15).
Вопросы.
1) Определите, к бассейну какого океана относятся реки Западной Сибири? Почему?
2) Самая крупная река Западной Сибири – Обь. Найдите истоки реки Обь, ее притоки. (Слайд 16. река Обь).
3) Определите падение реки Обь от г.Новосибирска до Салехарда, от г. Тобольска до Салехарда.
4) Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение? ( Равнина плоская, уклон маленький).
5) Почему весной Обь разливается на десятки километров? (Маленький уклон, сток замедлен, реки текут на север, берега низкие).
б) Озера – найдите на карте крупное озеро (Чаны).
в) Болота (мультимедиа учебник). Назовите причины заболачивания.
г) Многолетняя мерзлота (мультимедиа учебник).
Итак, ребята мы с вами рассмотрели взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири. Определили, что они все между собой тесно связаны. На последующих уроках мы с вами рассмотрим полностью Западную Сибирь.
Завершающая часть:
2-ой урок. Закрепление и самодиагностика
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Класс делю на три группы по 8 человек.
1-я группа – работает с интерактивной доской, проверяю рефлексию.
2-я группа – практическую работу на контурных картах (с.53)
3-я группа – идет в соседний кабинет, писать тест самодиагностику.
На выполнение каждого задания группам дается 8 минут времени.
3. Ход урока.
3-я группа в кабинет №7(второй кабинет информатики).
1-я группа рисует на интерактивной доске следующие объекты:
1) контур Западной Сибири;
2) Уральские горы;
3) Казахский мелкосопочник;
4) Среднесибирское плоскогорье;
5) Карское море;
6) река Обь;
7) приток Иртыш;
8) река Енисей;
9) озеро Чаны.
10) Ишимская равнина;
11) месторождение нефти: Саматлорское, газа- Ямбургское.
2- группа обозначает на контурной карте следующие объекты:
1) границу Западно-Сибирской равнины;
2) подписать: Сибирские Увалы, Васюганье, реки: Обь, Иртыш, Пур, Таз, Тобол; низменности: Барабинская, Ишимская.
3) указать месторождения нефти и газа: Уренгой, Ямбург, Медвежье, Саматлор.
Последующим все группы меняются местами
Домашнее задание:
Первого уровня:
параграф 38, ответить на вопросы
Второго уровня:
Опережающее задание. Подготовить сообщения:
– о минеральных ресурсах Западной Сибири;
– о причинах заболоченности Западной Сибири;
– о влиянии заболоченности на хозяйственную деятельность человека и путях улучшения природы;
Природа Западно-Сибирской равнины – план урока географии 8 класса скачать бесплатно

Комментарии запрещены.