Органический мир Австралии план урока географии

Тема: Природные зоны. Своеобразие органического мира
Австралии.
Цели: 1.Познакомить уч-ся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.
2.Фомировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительным материалом;
развивать познавательные интересы уч-ся, внимание.
3.Воспитывать честность, коллективизм; экологическое воспитание.

Оборудование: карта природных зон мира, физическая карта полушарий, учебник, атлас, компьютер, карточки-задания, таблицы.

Тип урока: интегрированный (география-биология)урок- путешествие.
Ход урока.

I. Организационный момент.
Проверка подготовленности уч-ся к уроку.
– Ребята, прослушав стихотворение Ирины Яворовской, попробуйте определить, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке. (Читаю стихотворение):
Синий- синий океан,
Кенгуру прыгучий,
Быстрый- быстрый бумеранг
И цветок пахучий.
Ярко светит в вышине
Золотое Солнце,
Бумеранг летит ко мне
(Он всегда вернется).
Разжимаю свой кулак,
Руку подставляю:
Вот он, вот он – бумеранг!
Все равно поймаю!
Страус весело бежит,
Тень короче стала.
А на ветках сладко спит
Маленький коала. (слайд 1)
- Что вы представили себе?
О чем у нас пойдет разговор?
Откройте тетради и запишите тему урока.
Я уверена, что каждый из вас любит путешествовать, и поэтому мы с Галиной Давыдовной приглашаем вас в заочное путешествие по природным зонам Австралии, во время которого вы узнаете об особенностях и причинах своеобразия органического мира этого удивительного материка. (слайд 2).
- С чего начинается любое путешествие?
Конечно же, с изучения карты той местности, куда вы хотите отправиться. Согласны?
Давайте посмотрим, сможем ли мы обойтись без посторонней помощи, путешествуя по Австралии.

II. Проверка домашнего задания: дифференцированные задания по желанию уч-ся:
на «5»- карточки – вопросы
на «4»- тесты.
(Самопроверка, самооценка. Ответы на доске.)

III. Подготовка к усвоению нового материала.
-Отправляясь в путешествие, нам необходимо знать, какой там климат.
- В каких климатических поясах находится Австралия?
Как вы думаете, какие природные зоны должны соответствовать каждому из них?
Что, по-вашему, в первую очередь влияет на размещение природных зон?
Назовите природные зоны Австралии. (слайд 3).
Покажите их на карте.

IV. Усвоение нового материала.
– Теперь мы можем отправляться в путешествие по природным зонам. В качестве дневника для записей во время путешествия мы используем таблицу, заполнение которой станет результатом вашего исследования для создания наиболее полного образа Австралии.
– Познакомьтесь с таблицей: какие графы в ней? Почему именно такие? (Природная зона- это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, типа почв, растительного и животного мира). Т.е. мы должны отследить взаимосвязь всех компонентов, образующих природную зону.
-Какие карты нам понадобятся?
Обычно мы начинаем рассматривать природные зоны от экватора. Но в этот раз нарушим традиции и начнем со смешанных лесов, которые находятся на островах Тасмания и Новая Зеландия.
Представьте себе, что на эти острова, по каким-то причинам, мы не смогли попасть, и поэтому воспользуемся записями предыдущих путешественников, побывавших на островах. Прочитайте уже имеющиеся сведения о данной природной зоне в таблице (ученик зачитывает вслух) и покажите ее на карте природных зон.
– Как видите, там неполные сведения о животных, и у нас есть возможность увидеть их на экране.( слайды 4-10).
– А теперь мы отправляемся в путь. И посетим юго-восток Австралии, который расположен в зоне жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников:
- В каком климатическом поясе она?
- Какие особенности климата там?
- Определите тип почв в этой ПЗ.
-На юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы, именно поэтому этот район наиболее заселен и освоен. (слайды 11-13).
- На юго-западе материка дикая природа сохранилась лучше. 80% растений из 6 тысяч видов, произрастающих в этой местности,- уникальные (об эвкалиптовых лесах).
- Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов, которая тянется вдоль восточных склонов Большого Водораздельного хребта (показать на карте).
- С целью экономии времени мы разделимся на группы, и климатологи определят особенности климата, почвоведы – тип почв.
А следующая группа случайно забрела в дождевой тропический лес и познакомит нас с дневниковыми записями в этом лесу (рассказы 4-х уч-ся).(14-18, о разных видах эвкалиптов, баньян).
- Уменьшающее количество осадков с севера на юг материка приводит к изменению растительного покрова. Постепенно редеющие леса сменяют саванны.
- Определите особенности климата, типа почв.
-Как эти особенности отразились в природной зоне? (19-27.Травянистые деревья, травяной покров).
- И вот, наконец, мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии – пустыни. Центральные области материка занимают красно-песчаные и каменистые пустыни. Они занимают ¾ площади материка.
- С чем это связано? Ответит нам климатолог.
- В мире нет пустынь, подобных австралийским .Здесь есть места, где осадки не выпадают годами. Резкая смена ночных и дневных температур, песчаные бури – смерчи создают дополнительные трудности для всего живого. (слайд 28-31).

V . Заканчивая наше путешествие, я прошу обратить ваше внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии (слайд 32-33):
– Во-первых, стремительно сокращается площадь лесов;
– во-вторых, 75% территории материка подвержено опустыниванию;
– в-третьих, некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. С приходом европейских переселенцев началось массовое истребление флоры и фауны. Привезенные европейцами «свои» растения и животные, хорошо прижившиеся на материке, сыграли отрицательную роль, нарушив природное равновесие. Несмотря на это, всего 2% земельного фонда страны занимают охраняемые территории.
– Австралия – страна удивительная, страна «наоборот»:
75% видов растений и 95% всех животных являются эндемиками. Это материк реликтов, сохранившихся от прошлых геологических эпох.
– Чем объяснить уникальность Австралии?
- Удивительный символ Австралии – и государственный герб ее (слайд 34-37) с изображением кенгуру.
- Не менее интересны и австралийские монеты.
VI.Обобщение изученного материала.
Игра «Найди мне место» (2 конверта):
1.Переменно- влажные леса
Лиана
Утконос
Ехидна
Эвкалипт
Коала
Крокодил
Древовидный папоротник
2.Саванны, редколесья:
Кенгуру
Акация
Вомбат
Крокодил
Казуарин
Страус эму
Дикая собака динго.
VII. Итог урока.
-Наше путешествие закончено, и я прошу каждого из вас составить «отчет» по исследованию органического мира Австралии (закончить заполнение таблицы до конца).
Дополнительное творческое задание: составить кроссворд по теме урока.
Скачать план урока Органический мир Австралии

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 7 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.