Общие особенности рек – урок географии в 8 классе

на уроки географииОборудование: физическая карта России, атласы, карты и иллюстрации учебника, таблица «реки России», опорный конспект.
Вводная часть:
I Изучение новой темы
Учитель На прошлом уроке мы с вами закончили изучение темы «Климат». К изучению какой темы нам нужно приступить? (Воды)
Почему вы так решили? Какой принцип использовали? (Принцип историзма)
Проиллюстрируйте развитие планеты Земля по принципу историзма (рисунок ученика на доске).
Атмосфера
Л и т о с ф е р а
Учитель Сначала за счет изливающихся лав возникли горные породы и литосфера. Затем, благодаря выделению из лав различных газов и паров воды сформировалась атмосфера. При постепенном остывании водяной пар первичной атмосферы конденсировался и выпадал в виде дождей. Так образовались воды Земли… (Вывод может сделать как учитель, так и ученик.)
Учитель Значит, в соответствии с этой исторической последовательностью вслед за горными породами и атмосферой мы должны рассмотреть воды. В какой последовательности мы будем изучать воды? Какое правило познания будем использовать? (5 п. п. «Характеризуй предмет, начиная с происхождения, затем рассмотри его изменение и развитие, завершай современным обликом»)
Учитель Представим эту последовательность в виде опорной схемы, состоящую из 3 блоков.
(Опорная схема рисуется на доске) Сегодня мы с вами рассмотрим 2 блока из этой схемы.

  • Условия образования
  • Изменения во времени и в пространстве
  • Современное состояние вод и их взаимодействие с человеком

Запишите число и тему сегодняшнего урока (запись в тетрадях).
Основная часть:
Условия образования и типы вод. Общие особенности рек.
Учитель Раскроем условия образования внутренних вод. В результате образования первичного океана, а также вод суши на Земле начал действовать мировой круговорот воды. Вспомните, что представляет собой мировой круговорот воды? Мировой круговорот воды – это непрерывное перемещение воды под воздействием солнечной энергии (схема).
В мировом круговороте участвуют и воды суши. Они подразделяются на несколько типов. Какие?
Типы вод суши

  • Подземные воды
  • Поверхностные воды
  • Реки
  • Озера
  • Болота
  • Ледники
  • Снег

Учитель Какие факторы влияют на формирование внутренних вод? (климат, рельеф) (рисунок на доске).
Факторы образования
Учитель Перейдем ко второму блоку опорной схемы «Изменение во времени и в пространстве». Чтобы раскрыть этот процесс следует рассмотреть каждый из выделенных типов вод отдельно. Начнем с рек как наиболее важного звена.
Вспомним базовые понятия (фронтальный опрос):
Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им русле (питание за счет поверхностных и подземных вод)
Исток – место, где река берет начало 9(родник, болото, озеро, конец ледника)
Устье – место, где река впадает в другую реку, море, озеро, или океан.
Русло – самая низкая часть, в пределах которой течет река в период межени.
Пойма – заливаемая во время половодий и паводков часть речной долины.
Водораздел — линия, разделяющая смежные бассейны
Пороги – выход твердых пород в русле реки, участок русла реки характеризуется большим падением и бурным течением
Водопад – свободное падение речных вод с отвесного уступа, пересекающего речное русло (уступ сложен более твердыми, чем остальное русло, породами, и в силу этого поддающегося размыву)
Половодье – повторяющийся в одно и тоже время года высокий и длительный подъем уровня воды в реке.
Паводок — значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке (в любое время года) из—за таяния снегов или выпадения ливневых осадков.
Дельта – низменная равнина в низовьях реки, сложенная наносами, принесенными рекой, и прорезанная сетью протоков.
Бассейн реки – территория, с которой река собирает воды.
Речная долина – линейно-вытянутое понижение, в пределах которой течет река.
Речная система — совокупность всех рек, находящихся в пределах речного бассейна (название речной системы — по названию главной реки) — (река с притоками).
Учитель Какое правило познания будем использовать при изучении рек? (5 п. п.) Что является условием образования реки? (Источники питания) Какие источники питания рек вы знаете?
Питание
Учитель Большая часть рек России имеет смешанное питание, в том числе и реки нашего Благовещенского района. Большое значение в образовании рек имеет и рельеф местности. Он влияет на направление и скорость их течения. Например, река Белая в верховьях быстрая горная река, а у г. Благовещенска – в равнинной части РБ – широкая, степенная, с медленным течением.
Учитель Рассмотрим 2 блок — «Изменение рек во времени и в пространстве». Изменение состояния реки во времени — это режим реки (рисунок на доске).
Режим – изменение состояния их во (V,t , изменения за сутки, по сезонам года, за много лет) (а именно: скорости их течения, t° воды, уровня воды за сутки, по месяцам, сезонам года, за много лет).
Режим рек необходимо характеризовать комплексно, учитывая водный, тепловой, химический, биологический и режим твердого стока (схема на доске, объяснение записи).
Водный Перемещение водных масс и распределение его во
Тепловой масс тепла и холода
Химический растворенных соединений
Биологический организмов Ж и растений
Твердого стока твердых частиц
Естественный и зарегулированный
Реки с весенним, летним, осенним и паводочным режимом
Учитель Знание особенностей водного, теплового, биологического и других режимов рек необходимо для строительства и эксплуатации гидроэлектростанций, организации работы водного транспорта, а также для орошения, лесосплава и т. д. В зависимости от характера хозяйственного использования рек их водный режим может быть естественным или зарегулированным. Зарегулированный режим имеют реки, на которых построены ГЭС, плотины, водохранилища. По водному режиму выделяются реки с весенним, летним, осенним и паводочным режимом. (Перемещается большое количество водных масс).
К какой группе по режиму относятся реки Благовещенского района? (Весенний режим).
На режим влияют падение и уклон реки. Посмотрите на схему опорного конспекта и попытайтесь разъяснить мне, что называется падением и уклоном реки (схема на доске).
А – падение
Б — длина
А/Б — УКЛОН
(Определение дают ученики совместно с учителем).
Падение-разница высот между истоком и устьем, выражается в метрах.
Уклон —отношение падения к длине реки.
Учитель Как зависит скорость течения от уклона реки? (Чем больше уклон, тем выше скорость) (На схему прикрепить написанные таблички).
Учитель Решите задачу.
Определите уклон реки Днепр, если длина ее 2200 км, а высота исток 253 м. Обратите внимание на то, в каких величинах измеряется.
25300см/2200км. =11,5 см/км – уклон реки Днепр.
Учитель (Работа по схеме, изображенной на доске) Расход воды в реке- это тот объем воды, который протекает через поперечное сечение реки в секунду, зависит прежде всего от времени года, измеряется в м3/сек.
Расход воды за год — это годовой сток, зависит от климата, а именно от режима осадков и коэффициента увлажнения, а также рельефа.
(Работа по таблице учебника на стр. 268)
По таблице «Реки России» на стр. 268 определите по величине годового стока три самые многоводные реки России.
Енисей — 600 км3.
Лена – 488 км.3
Обь (с Катунъю) – 400 км,.3
Найдите эти реки на карте «Водоносность рек» — рис. 36, стр. 81. Работаем по принципу: нашел сам – покажи соседу.
Учитель Изменение рек и их долин в пространстве является результатом работы рек. По принципу раздвоения единого на противоположности мы разделим работу рек на разрушительную и созидательную. Разрушительную работу рек называют эрозией, созидательную — аккумуляцией.
Аккумуляция и эрозия – это два параллельных и взаимосвязанных процесса. Их объединяет перенос разрушенного материала. Эти виды работы проявляются на всем протяжении русла реки и всегда вместе. Однако соотношение их различно. Эрозия — это разрушительная работа рек. Аккумуляция – это созидательная работа. Таким образом, чем больше уклон, тем больше скорость течения и эрозия. Благодаря работе рек образуются и изменяются речные долины. В развитии их выделяются три основные стадии — юная, зрелая и древняя (рисунок на доске).
Юная Древняя – -до базиса
Глубинная эрозия Боковая эрозия
Учитель Из схемы опорного конспекта видно, что на первой стадии развития реки происходит активное врезание русла. Это наблюдается вследствие большого уклона и скорости течения реки. На реках с юной стадией развития глубинная эрозия преобладает над боковой. На реках со зрелой стадией преобладает боковая эрозия. С течением времени, по мере углубления долин, уклоны и скорости течения рек уменьшаются, глубинная эрозия ослабевает, происходит заполнение долин речными наносами, размывание склонов, что приводит к расширению долин и формированию пологих берегов.
Реки углубляются и расширяют свои долины до определенного предела, который называется базисом эрозии. Базис эрозии — это поверхность озера, моря или какого – либо другого водоема, в который впадает река. Для притоков базисом эрозии является уровень главной реки в месте их впадения (другой вариант – ученики находят определение по учебнику, стр.83)
Завершающая часть:
II Закрепление
Учитель Итак, ребята, а сейчас мы с вами проведем географический диктант, попробуем проверить, как мы усвоили новые термины. Я читаю определение, вы ищите цифру, под которой написан определяемый термин.
Географический диктант.
• Разрушительная работа рек: размыв и смывание горных пород.
• Изменение состояния рек во времени.
• Величина падения реки на 1 км русла.
• Расход воды в реке за год.
• Разность отметок высот поверхности воды в реке между истоком
и устьем или другими точками русла.
• Объем воды в реке, протекающей через поперечное сечение в единицу времени.
• Созидательная работа рек: перенос и отложение речных наносов или продуктов размыва.
1.Режим рек
2.Уклон
3.Годовой сток
4.Падение
5.Расход воды
6.Речная эрозия
7. Аккумуляция
Ключ-6, 1,3,5,2,4,7
III Обобщение – итог
(Итог подводится как самим учителем, так и учениками)
IV Оценивание
Самооценивание. Кто считает, что сегодня на уроке поработал на «хорошо» и «отлично»?
Домашнее задание:
Первого уровня:
1. Прочитать § 19
Второго уровня:
К следующему уроку необходимо знать определения терминов, уметь вычислять падение и уклон реки, а также производить графически и пояснять схемы опорного конспекта.
Третьего уровня:
2.Опережающие задания – подготовить рефераты и сообщения по темам:
• Воды своей местности, их состояние.
• Опасные явления на водах.
• Отношение к рекам, озерам, родникам в народе (обычаи, правила поведения, пословицы и поговорки).
• Реки и озера в поэзии и художественной литературе.
Как видите, в сети Интернета мы и про реки много информации можем найти, и даже воспользоваться другими услугами, например поиском няни для ребенка.
Ну вот и закончился наш урок. И нас с вами радует, что много информации мы можем найти для себя в Интернете. Учителя могут найти вот такие разработки уроков географии, а кто-то даже цветы покупает через Интернет. Достаточно посетить Интернет магазин цветов и выбрать один из тысяч прекрасных букетов. А еще лучше купить семена и самому посадить цветы у себя в саду и огороде.

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 8 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.