Наша Родина Россия – урок географии в 8 классе

Вводная часть:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Все гуще мрак, все пуще горе,
Все неминуемей беда -
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись – теперь иль никогда…
Федор Тютчев.

Сегодня мы начинаем новый курс – курс географии России, географии нашей Родины. Понятие «родина» для каждого человека свое. Напишите пять слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию. Листки можно не подписывать. Итак, что такое Россия? (На работу следует отвести не менее 5 минут, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов).
Основная часть:
Иностранцы нашей природы не понимают.
«- Что за страна? Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями… на горизонте – низкорослые жалкие рощи…
- По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные
намека на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах,
поросших мшистым перелеском. От рек веет тоской, как от неба, которое
отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится вам, бессменно парят
над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок
всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце
путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет
разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного
кладбища, которому не видно ни конца, ни края.
Астольф де Кюстин, 1839 (посетил Россию по приглашению императора Николая I).
«Как говорить нам о России? Она – как живая тайна, ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться и, не постигая ее беречь ее в себе, и благодарить Творца за это счастье, и молчать…» (И.А. Ильин «О России», «Российский архив», 1996), далее там же:
«- Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов».
- Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и
захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежною
осенью и бурною, страстною весною. Она дала нам почувствовать разлив вод, безудерж ледоходов, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра, хаос метелей и смертные игры мороза…
- О эти цветущие луга и бескрайние степи! О эти облачные цепи и гряды, и грозы, и молнии, и сверкания! О эти темные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера, эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря – то солнечные, то ледяные! Эти далекие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звезд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня…»
Звучит песня в исполнении Жанны Бичевской «Мы скорбим о России» (первый куплет, припев и часть второго куплета).
Если класс не готов к восприятию художественного слова, то не обязательно использовать на уроке все приведенные отрывки из литературных произведений, это может привести совсем не к тому результату, которого мы ожидаем.
Географические знания можно получить из разных источников. Назовите, какие я использовала источники на уроке? Откуда еще можно получить географические знания? (Учебник, карты атласа, художественная литература, журналы «География в школе», «Гео», «Вокруг света», в/ф, к/ф, Д/ф, космические снимки, газеты «Труд, «АиФ», новости в теле- и радиопередачах, система Интернет и т. д.).
Оставшееся время на уроке следует посвятить общим сведениям о России (площадь, население, протяженность границ в т. ч. и морских, протяженность с запада на восток и с севера на юг, контрастность природы и т.д.), показать уникальность нашей страны.
Второй урок начинается с образа ответов ребят на вопрос: «Что такое Россия сегодня?»
Завершающая часть:
Отрадно, что среди слов, написанных ребятами, встречаются такие, как «Родина», «дом», «держава», «Кремль», «Москва», «высококультурная страна», «огромное количество ученых и просто умных людей», но наряду с этим появляются нравственные категории: «безответственность», «безразличие людей», затронуты экономические («бедность», «кризис», «долги», «ужасы экономики», «инфляция», «забастовка»), экологические («пропадающая земля», «плохой воздух», «страна людей, не умеющих ценить природу»), социальных проблем («разнослойность общества, страна богатых и бедных», «беженцы»’ «проституция», «грабежи», «убийства», «забытые инвалиды», «алкоголики», «наркотики», «насилие», «террористические акты» ), а среди чувств преобладают «страх» и «опасность». Это чувства наших детей, которым по 13 лет, они должны радоваться жизни, а не бояться ее. В ходе беседы необходимо подвести детей к выводу, который может прозвучать так:
России
Да чтоб не случилось, – не сгинет вовеки Земля, где глаза, как озера, сини,
и в росах купают березовые ветки,
где версты раздольны, как летние дни,
и где не повсюду пологие спуски,
но конь-быстролет не сронил удила,
и где терпеливая женщина русская такой терпеливый народ родила.
Наша Родина Россия – урок географии в 8 классе скачать бесплатно

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 8 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.