Мы оцениваем мировые природные ресурсы – урок в 10 классе

Цель:
• Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира . Задачи: Образовательные: Дать понятие «ресурсообеспеченность».
• Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре. Развивающие:
• Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
• Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты. Воспитательные:
• воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.. Организационный момент. Вводная беседа Ознакомление обучающихся с задачами урока
Основная часть:
2. Изучение нового материала. Природные ресурсы и ресурсообеспеченность 1. Классификация природных ресурсов 2. Понятие о природных ресурсах. Понятие о ресурсообеспеченности. (таблица-схема) Водные ресурсы. Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды. Ресурсы пресной воды. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды. Пути решения проблемы пресной воды на планете.. Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Земельные ресурсы Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства. Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его». Земельный фонд планеты. Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, который составляет 13,4 млрд га. Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн км2) и зарубежная Азия (27,7 млн км2), а самым маленьким— зарубежная Европа (5,1 млн км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн км2). Однако если рассматривать обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчета на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселенной Австралии приходится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя зарубежной Азии — только 1,1 га, приблизительно столько же и в зарубежной Европе. Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли. Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы этот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Америки— менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель — США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зонах. Естественные луга и пастбища преобладают над обрабатываемыми землями везде (в Австралии более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 23% земли используется под пастбища. Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один — борьба человечества за расширение земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования; другой — ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опустынивания, промышленной и транспортной застройки, открытой разработки полезных ископаемых. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная проблема мирового земельного фонда — деградация сельскохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения — Китай (0,09 га), Египет (0,05 га). Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все более координируются специализированными органами ООН — ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др. Биологические ресурсы 1. Растительные ресурсы 2. Животные ресурсы Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) 3. Лесные ресурсы планеты. 4. Лесистость. Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира. Два лесных пояса. Минеральные ресурсы МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы). Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов. Обеспеченность минеральными ресурсами регионов мира. Оценка ресурсообеспеченности регионов мира.
Завершающая часть:
3. Закрепление Вопросы и задания 1. Что вы понимаете под понятием «географическая среда»? 2. В чем заключается взаимодействие «человек-природа»? 3. Какая разница между рациональным и нерациональным природопользованием? 4. По карте атласа определите самые крупные бассейны топливных, рудных ресурсов и страны, в которых они размещены. 5. Где на земном шаре есть лучшие условия для использования альтернативных энергоресурсов: а) энергии ветра, б) геотермальных ресурсов, в) энергии приливов и отливов? 6. Задание: нарисуйте табличку-классификатор ресурсов по видам
Домашнее задание:
• Изучить материал по учебнику п.2
• Сделать мини-доклад о происхождении и состоянии запасов любого природного ресурса в мире
Мы оцениваем мировые природные ресурсы – урок в 10 классе скачать бесплатно

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 10 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.