Горные породы и минералы – урок географии в 6 классе

Презентация по географии 6 класса Горные породыМы продолжаем изучать особенности строения Земли. Что вам запомнилось на прошлом уроке? Что вам стало известно о строении Земли?
Основная часть:
ЛИТОСФЕРА – это верхний слой Земли, состоящий из верхнего слоя мантии и земной коры. Самый тонкий слой Земли – это земная кора. По своему строению она неоднородна и имеет на разных участках очень большие отличия. Так, например, земная кора материков существенно отличается от земной коры океанов, поэтому стали различать два типа земной коры: ОКЕАНИЧЕСКУЮ и КОНТИНЕНТАЛЬНУЮ.

Вам также на урок пригодится про горные породы презентация по географии 6 класса.
А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив задания на карточке.
1. Начертите схему внутреннего строения земного шара и подпишите названия внутренних оболочек Земли, укажите их размеры.
2. Закончите предложение:
Внешняя оболочка земного шара – часть литосферы, лежащая над мантией – называется … .
3. Начертите схему строения литосферы и подпишите названия основных слоёв, слагающих её.
4. Назовите типы земной коры и их отличия друг от друга.
Ребята, что ещё необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы ещё с вами упустили? – (Ответы).
Нужно выяснить состав литосферы – из чего она состоит.
Итак, запишем, Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ. Итак, перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? (Дети перечисляют внешние признаки различий.)
В чём причина разнообразия горных пород в природе? Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что вы наблюдаете сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
Итак, Страницы жизни горных пород.
Нам об этом расскажут ребята, подготовившие сообщения
Сообщение: Всё началось глубоко под поверхностью Земли. Там, на границе нижней и верхней мантии огромные массы расплавленного вещества (их называют магмой) вращались в непрекращающемся потоке. Эти потоки устремлялись наверх, где им становилось свободнее и прохладнее. Часть вещества этого потока при охлаждении успевала затвердеть. Так образовался массив магматических горных пород. (Почему так названы эти породы?) Это были первые островки молодой земной коры в расплавленном магматическом океане планеты. Тонкая кора под натиском новых потоков лопалась, и на поверхность устремлялись быстрые ручьи горячей лавы. Они мгновенно застывали, образуя слой за слоем наземные вулканические покровы. Поэтому магматические породы подразделяются: на глубинные (застывшие на глубине) и излившиеся (застывшие на поверхности).
Учитель: В пределах Восточно-Европейской равнины на поверхность выходят одни из самых древних магматических пород – кристаллический фундамент Русской платформы.
Сообщение: Но как только магматические горные породы перестали плавиться – за них взялись поверхностные силы Земли. По их законам ничего не должно возвышаться и нигде не должно быть впадин, вся планета должна быть идеально ровной и круглой. В летнее или дневное время при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, замерзают. Начинают сжиматься, а в первоначальное состояние уже прийти не могут, они начинают растрескиваться и рассыпаться на кусочки. Вот и поплатились пласты магматических горных пород своими макушками, которые были разрушены: ручьями, реками, ветром, Солнцем. А земные труженики времени зря не теряют, стараются обломки, песчинки, пылинки в воде утопить, переносят обломочный материал в море, в океан, а впадины засыпают. Слой за слоем, песчинка к песчинке, галька (обточенный водой камень) к гальке лежат, хранятся миллионы лет в морских и океанических кладовых. И назвали такие породы осадочными – образуются они в процессах осаждения (обломки горных пород падают – осаждаются, скелеты отмерших организмов падают – осаждаются, соли из пресыщенных растворов выпадают – осаждаются). И всем этим группам свои названия дали: Первые – так и называются обломочные, вторые, тоже просто, они же из организмов, хоть и из прежних – органические, а вот третьи, с тайными превращениями и сразу их не поймёшь, можно спутать с магматическими, потому как кристаллическими бывают – химические.
Учитель: Ребята, где вам доводилось наблюдать осадочные горные породы. Вспомните любимое занятие летнего отдыха – купание. Дно вашей речки или озера покрыто песком или галькой – это и есть обломочные осадочные горные породы.
Сообщение: Новые потоки магмы, разбивая земную кору, поступают через трещины в вышележащие горные породы. По пути поток магмы воздействует на соседние пласты, обогащая их новыми веществами и меняя их структуру, т.к. новые массы прорываются с большой динамической силой, создавая давление и неся в себе очень высокую температуру (более 1000° С). Иногда первичные породы так сильно изменяются, что невозможно догадаться, кем они были до этих событий. Эти породы называют метаморфическими (изменёнными). Например, слюдистый сланец – он образовался из некогда существовавшего глинистого сланца или из какой-нибудь другой породы. Только у некоторых метаморфических пород можно с уверенностью установить исходную породу. Например, мрамор образовался из известняка.

Учитель: Одно из самых известных месторождений красивого белого мрамора находится у нас в Башкирии. Ребята, где в городе вы встречали мрамор? Правильно, особые здания нашего города облицованы мрамором – Театры, Дом моды, подземные переходы, мемориалы и т.д.
Вот так на нашей планете появились и живут три типа горных пород: магматические, осадочные, метаморфические. (В процессе рассказа на доске учитель чертит схему “Последовательность образования разных типов горных пород).
А теперь нам предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трёх групп.
Перед вами на парте лежат образцы горных пород. Внимательно рассмотрите их и дайте описание по предложенному плану. Приложение 2.
Закончив описание, каждый ученик определяет генетический тип образца, может обрисовать процесс, в результате которого сформировалась данная горная порода. Название горной породы узнаёт из списка, размещённого учителем на доске.
Завершающая часть урока на тему горные породы:
Учитель: Ребята! Пользуясь этими несложными знаниями, вы теперь можете без особого труда определить генетическую группу любой горной породы. Давайте назовём характерные отличительные признаки:
(Учащиеся называют признаки) – Магматические и метаморфические породы отличает от осадочных:
1. кристаллическое строение (кроме солей);
2. плотное строение (они не осыпаются);
3. более твёрдые
Домашнее задание:
Первого уровня:
1. Пользуясь схемой “Типы горных пород”, попробуйте составить цепочку превращений гранита, в какие горные породы он может превратится? (Напоминаем, он состоит из кварца, полевого шпата и слюды ).
2. Пользуясь планом описания горных пород и определителем, установите генетический тип любых имеющихся образцов горных пород, когда-либо вами найденными.
3. § 17. Задание 1,2.
Горные породы и минералы – урок географии в 6 классе скачать бесплатно

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 6 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.