Черная металлургия – урок географии в 9 классе

уроки географии на тему металлургия чернаяУрок на тему металлургия в этом тексте сокращенный, и дан только для общего понятия. А сама разработка в полном виде доступна для того, чтобы вы могли ее скачать в самом конце статьи. Цели: Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определения понятиям «комбинат», «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.
Оборудование: Карта «Металлургия», коллекция «Черная металлургия» (каменный уголь, кокс, железняк-магнитный, красный, бурый, чугун, сталь).
Уроки географии позволяют узнать ученикам не просто информацию о отрасли, но и познакомиться со многими профессиями, и материалами, с которыми придется работать в будущем. И если в металлургии это металл, то в строительстве это могут быть современные строительные и кровельные материалы, такие, как изопласт.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1) Работа в группах по 4 человека. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы домашнего задания (см. предыдущий урок). Один ученик отвечает, трое в группе его слушают. Учащиеся могут оценить ответ товарища и поставить оценку ему в тетрадь. Учитель в это время может заслушать ответы 4-х учеников и проставить им оценку в журнал. На ответ 2-3 минуты.
2) Выяснить, кто выполнил задание индивидуально по выбору (после работы в группе заслушать ответы на вопросы рубрик «Моя точка зрения», «Проблема ждет вашего решения», «Мой край в судьбе России»).
Устный опрос:
- В чем преимущества и недостатки ГЭС?
- Каково влияние на окружающую среду электроэнергетики?
- Назовите наиболее «грязные» и «чистые» электростанции. Как можно уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду ТЭС, ГЭС, АЭС?
- По рис. 44, уч. Д., с. 129 определите районы страны, где производство эколо-
гически чистой энергии наиболее перспективно? (Для использования ветра наиболее перспективны побережья морей Северного Ледовитого океана, где среднегодовая скорость ветра превышает 6 м/с; для использования приливов на ТЭС подходят заливы Баренцева и Белого морей (Мезенская губа), а также заливы Охотского моря – Пенженская губа и заливы на западном берегу моря; производство энергии на солнечных электростанциях возможно на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, на Алтае, где величина суммарной солнечной радиации более 100 ккал/м ; термальные воды (на ГеоЭС) имеются в Западной Сибири, в Прибайкалье, на Камчатке.)
- По рис. 43, уч. Д., с. 126 определите районы наибольших запасов гидро-энергоресурсов. В каких районах затраты на производство электроэнергии минимальны, а в каких – строительство ГЭС наиболее перспективно.
3) Тестирование по теме «Топливно-энергетический комплекс»
III. Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с черной металлургией, придерживаясь общего плана изучения отрасли. План на доске:
1. Значение отрасли в народном хозяйстве. . 2. Состав, структура отрасли (типы предприятий, технологические особенности предприятий).
3. Особенности металлургии (концентрация производства, комбинирование, материалоемкость).
4. Факторы и принципы размещения предприятий.
5. Металлургические базы России и крупнейшие предприятия, их связи по сырью и топливу.
6. Проблемы и перспективы развития отрасли.
Задания:
- Какие заводы не относятся к металлургии? (Производство цемента и стройматериалов, азотно-туковый комбинат.)
- Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината? (Они работают на отходах основного производства: азотно-туковый комбинат на побочной продукции цеха разделения воздуха, завод стройматериалов использует шлак-отходы доменного и сталеплавильного производства.)
- Какова экономическая выгода комбинирования? (Уменьшаются перевозки и используются отходы для получения полезной продукции.)
- Где же строят металлургические заводы? На размещение металлургических предприятий влияют сырьевой, топливный, потребительский, водный, транспортный и экологический факторы.
Самостоятельно изучите металлургические базы России (уч. Д., с. 138-139; уч. А., с. 132-134; карта атласа «Металлургия»),
- По уч. Д., рис. 46, с. 137 определите:
1. Какое сырье используют заводы базы (свое или привозное)?
2. Качество добываемой руды.
3. Вид топлива (уголь).
4. Крупные заводы базы.
5. Проблемы базы.
Учащиеся в группах по столам могут проработать варианты одну базу и затем обсудить результаты работы в классе.
III. Закрепление
- На контурной карте отметьте 3 базы, укажите месторождения руды, угля и крупные металлургические заводы.
- Используя карты атласа «Металлургия», «Электроэнергетика», «Топливная промышленность», «Транспорт» определите перспективный район для строительства металлургического завода полного цикла. (Это может быть район Нерюнгри, Чульман.)
Домашнее задание
По уч. Д.: §25-26, с. 139 вопросы 1-2, с. 135 вопросы 1-2. По уч. А.: §30, с. 131-135 вопросы, с. 138 вопросы 2-6 и 10. Индивидуальное задание (по уч. А., с. 139) «Моя точка зрения».
Опережающее задание
Подготовить сообщение о новых технологиях добычи руды (индивидуально)
Черная металлургия – скачать урок географии 9 класса

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 9 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.