Цепи питания – урок природоведения на тему живая и неживая природа

План урока на тему цепи питанияТаблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»; рисунки, таблицы с изображениями растений и животных; магниты, карточки со словами: воздух, вода, свет, тепло, кислород, углекислый газ, органические вещества, минеральные соли; трафареты сосны, жука-короеда, дятла, травы, кузнечика, ящерицы, ястреба, зайца, мыши, змеи, гриба, лисы.
Вводная часть:
1. Организационный момент.
2. Анализ самостоятельной работы и сочинений учащихся.
3. Повторение.

Беседа по вопросам:
– В чем сходство между телами живой и неживой природы? Чем они различаются?
– Что такое факторы природы? Что относится к факторам неживой природы? Живой природы?
– Существуют ли связи между факторами живой и неживой природы? В чем это проявляется?
– Могут ли живые организмы существовать без неживой природы?
– Влияют ли живые организмы на живую природу? Друг на друга?
– Как называется наука, изучающая связи организмов между собой и с окружающей средой?
Естественно, тут надо знать практически все про организм и его свойства в природе, чтобы на вопросы ответить.
(По мере беседы на доске прикрепляются трафареты живых организмов, факторы окружающей среды и стрелочками показываются связи между живой и неживой природой.)
Обобщение: между живой и неживой природой существует неразрывная связь, тела живой и неживой природы взаимно проникают друг в друга, поэтому природа едина, ее деление на живую и неживую условно.
Основная часть:
4. Изучение нового материала.
– Как связаны между собой тела живой природы? Вспомним процесс фотосинтеза.

По мере беседы на доске выстраивается схема, которая свидетельствует о том, что вещества, создающиеся в процессе фотосинтеза, используются самим растением, но часть используют и другие организмы. Таким образом, получается цепочка из нескольких звеньев, в основе которой лежат пищевые связи. Ее называют цепью питания.(Рис. 1)
Завершающая часть:
5. Закрепление.
Учащимся предлагается из трафаретов растений и животных: травы, кузнечика, ящерицы, ястреба составить пищевую цепь. Сравнивая ее с предыдущей выяснить, что их объединяет.
Вывод: пищевые цепи начинаются с растений, т.к. они создают питательные вещества, которыми питаются другие животные. Второе место в цепи питания занимают растительноядные животные, третье – хищники и насекомоядные.
Демонстрация таблиц «Биоценоз дубравы» и «Биоценоз водоема». Беседа о том, что пищевые цепи переплетаются, образуя сложную пищевую сеть.
6. Анализ текста.
Зачитывается сценарий спектакля «Кто самый важный на лугу».
Действующие лица:
Высокая трава
Мышка
Лисица
Солнышко
Маленькая девочка
Кроме того
6 травинок
3 мышки
Трава (за сценой, шепотом). Меня собираются выбрать!
Мышка (пищит). Неправда. Я буду самой первой.
Лисица (глубоким грудным голосом). Причем тут вы? Победить собираюсь я!
Маленькая девочка. Что здесь происходит? Кто и что собирается выиграть?
Лисица. Мы устраиваем конкурс, чтобы выяснить, кто же самый главный на нашем лугу. Несомненно, самый красивый претендент – это я. У меня великолепная рыжая шубка, меня многие боятся (немножко рычит). Посмотрите, как я двигаюсь (пробегает вперед и назад пару раз).
Девочка. Ты красива, да и бегунья великолепная.
Мышка. Я только на минутку здесь. Самая важная – это я, маленькая милая мышка, ем много лишних семян, из которых могла бы вырасти сорная трава. А знаете ли вы, сколько моих родственников живет здесь на лугу? Сотни! А может даже тысячи! И если все мои родственники проголосуют за меня, победительницей стану я.
Девочка. Ты и вправду очень мила, Мышка. И вас, мышей, здесь действительно очень много. Наверное, тебя и выберут.
Трава. Сейчас же прекратите! И не говорите не слова, пока не услышите то, о чем скажу я. Именно мне будет присвоено звание «самый важный». Взгляните на мены, ребята. Кто я? (дети: «Трава»). А что растет на лугу (Дети: «Трава»). А что едят лошади, коровы, зайцы, олени, большинство насекомых? Есть еще сомнения? Ну, конечно же, я – самая важная.
Девочка. Я совсем сбита с толку! Я не знаю, кто из вас самый важный и главный. И в самом деле, не может быть хорошего луга без травы. И на хорошем лугу всегда водится много мышей, которые поедают лишние семена травы. А если на лугу много мышей, то есть и лисицы, которые охотятся на них.
Лисица. Вот теперь ты видишь, насколько я важна? И если бы я не ловила мышей, то их развелось бы столько, что ты стояла бы по колено в мышах, маленькая девочка. И они съели бы все семена, которые появились на этом лугу.
Девочка. О! Это было бы очень страшно! И будем надеяться, что этого не произойдет! Но как же нам принять нужное решение? Давайте сделаем так: пусть все претенденты на звание «Самый важный на лугу» скажут по одному предложению, в котором объяснят свою важность. Трава – ты первая.
Трава. Я и есть луг, дающий всем пищу и убежище.
Мышка. Луг – мой дом. Я разношу семена по округе и съедаю ровно столько, чтобы луг содержался в чистоте и порядке, чтобы там не было лишней травы. Я даже предоставляю еду лисицам ( появляется лисица), хотя мне это не доставляет никакого удовольствия.
Лисица. Я поддерживаю определенное равновесие, съедая лишнее количество мышей. Без меня их развелось бы столько, что они съели бы все семена.
Девочка. Внимание! Сейчас мы будем принимать решение! Я назову каждого по имени – Траву, Мышку, Лисицу. Попрошу вас проголосовать аплодисментами в пользу того, кого вы считаете самым главным. Ну, начинаем…
Вдруг появляется Солнце.
Солнце. О-о-о, дорогие, здравствуйте!
Девочка. Привет, Солнышко! Ой, мы забыли принять тебя в наш конкурс.
Солнце. Ничего. Я только очень хочу, чтобы ребята подумали, какую роль в жизни луга играю я. Я даю всем тепло и свет. Без меня не росла бы трава, поэтому мышкам нечего было бы есть и негде было бы прятаться. Не было бы мышей – голодали бы лисицы. Чтобы луг был хорошим, нам всем надо прилагать много усилий.
Девочка. Милое Солнышко! Объясни, пожалуйста, как ты даешь пищу всем остальным.
Выходят шесть травинок, три мышки, лисица и становятся в виде пирамиды.
Ведущий. Под действием солнечных лучей в травинках образуются питательные вещества.
Солнышко выносит печенье и дает по два каждой травинке.
Травинки (хором). Часть мы используем сами, потому что нам надо расти, цвести и давать семена, а часть питательных веществ заберут мышки, так как они поедают семена травы. (Отдают мышкам одно печенье из двух).
Мышки (хором). Мы поедаем семена травы и получаем питательные вещества. Часть их мы используем сами, так как нам надо расти, бегать, а часть заберут лисы, для которых мы являемся пищей. (Дрожат)
Лисица. Я охочусь на мышей и получаю от них энергию, для того чтобы расти, бегать, охотиться. (Мышки отдают каждая по одному печенью лисице, одно съедают сами).
Солнышко. Я думаю, моя работа выполнена, пора мне на покой, до свиданья, малышка, до скорых встреч, ребята.
Девочка. До свиданья, Солнышко! Я думаю, что все-таки самое главное Солнце. Но и все, кто живет на лугу, тоже важны и нужны. Поэтому я объявляю победителями всех: и Траву и Мышку и Лисицу. И всех остальных, кто не пришел сегодня, но живет на лугу и делает его таким, какой он есть!
По окончании чтения учащимся предлагается составить пищевую цепь, о которой шла речь в тексте и ответить на вопросы.
– Кто же самый важный на лугу?
– Что является источником энергии для существования всех членов сообщества?
– Как расходуется энергия на каждом уровне?
Делается вывод о взаимосвязи, взаимозависимости всех живых организмов и неживой природы.
Цепи питания – урок природоведения на тему живая и неживая природа скачать бесплатно

Эта запись была опубликована в рубрике Уроки в 5 классе и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.